Главная / Правовые вопросы

Правовые вопросы

Природоохранное законодательство РФ

Понятие природоохранного законодательства отечественной доктриной определяется через предмет правового регулирования двояко: в узком и широком смыслах. В первом случае оно представляет собой совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие только охрану окружающей среды. Во втором случае в предмет правового регулирования включается использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности и правопорядка.

Природоохранное законодательство представляет собой результат, конечный продукт правотворчества, осуществляемого на разных уровнях различными субъектами. В то же время оно является упорядочивающим поведение людей фактором, более или менее согласованной системой дозволения, запретов, ограничений и санкций.

Построение системы (другими словами — обоснование структуры) природоохранного законодательства — достаточно сложная задача. Дело не только в том, что ее можно конструировать, исходя из нескольких критериев, например юридической силы актов, их формы, пространственно-территориального или временного действия, классификации источников права, видов правовых норм, наборов правовых институтов или инструментов (средств) регулирования, уровня кодифицированности и др. Приходится учитывать факторы интенсивности развития, размытость границ между старыми и новыми, фундаментальными и комплексными отраслями права, а также постоянно возникающие социально-экологические проблемы; проявление не осознаваемых ранее признаков глобального, региональных и национальных экологических кризисов, что, как правило, ставит создателей экологических норм перед необходимостью решать все новые задачи, надстраивая, изменяя действующую систему.

В настоящее время систему российского экологического законодательства можно представить, выделив в ней международноправовые акты (одной из сторон которых является Российская Федерация), содержащие нормы, имеющие либо прямое действие на территории России, либо в той или иной форме и степени инкорпорированные в российское законодательство, и национальное законодательство РФ.

Рассматривать систему законодательства удобнее с помощью классификаций составляющих сто актов. Для этого обычно используются разные критерии. Например, выделяют следующие акты:

  1. по юридической силе и форме — Конституцию, конституционные законы, законы и подзаконные акты, т.е. указы Президента и акты губернаторов, мэров, акты Правительства, а также ведомственные акты;
  2. по территориальному действию — распространяющиеся на все страны, группу стран, территорию Российской Федерации в целом и действующие на территории отдельного субъекта РФ или нескольких субъектов РФ, локальные;
  3. по предмету регулирования — общие экологические, специальные экологические и содержащие отдельные экологические нормы или обеспечивающие реализацию, защиту экологических предписаний, но относящиеся к другим отраслям законодательства нормы;
  4. по объекту регулирования — устанавливающие правила:
    а) охраны и использования средообразующих элементов (земель, лесов, недр, вод, воздуха, животного мира);
    б) осуществления отдельных видов деятельности (например, биотехнологий и генной инженерии, мелиорации, рекультивации земель, ветеринарии и т.п.);
    в) функционирования отдельных групп объектов или отраслей народного хозяйства (например, регулирующие промышленную безопасность опасных производственных объектов, безопасность гидротехнических сооружений);
    г) обращения с отдельными видами материалов, веществ, отходов производства и потребления, пестицидов и агрохимикатов; к этой группе относятся и акты, в которых содержатся обеспечивающие нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства (УК РФ, КоАП РФ) и т.д.;
  5. по субъекту принятия — принятые парламентом, главой исполнительной власти, правительством, руководителем (или коллегией) министерства, ведомства, высшим судебным органом и т.п.

Наконец, необходимо учитывать, что по источникам права в массиве экологических норм выделяются предписания, содержащиеся в:
а) законодательных актах;
б) нормативных актах органов управления (исполнительной власти);
в) правовых обычаях;
г) судебной практике и судебном прецеденте;
д) правовой доктрине (юридической науке);
е) нормативных актах частных организаций;
ж) договорах;
з) актах общественных организаций, в том числе программах партий, уставах и т.п.;

Для того чтобы получить самое общее представление о системе российского природоохранного законодательства, обратимся к перечню федеральных (и приравненных к ним) законов. Как указывалось выше, в их числе можно выделять общие и специальные экологические законы, а также обеспечивающие их реализацию акты. В качестве общих выступает Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Специальные законы с определенными оговорками можно сгруппировать в зависимости от основного объекта регулирования, выделяют, в частности, законы, регламентирующие следующее:

  • охрану атмосферного воздуха, климата — Федеральные законы «Об охране атмосферного воздуха» и «О гидрометеорологической службе»;
  • охрану животного мира и заповедных территорий — Федеральные законы «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране озера Байкал», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
  • охрану морской среды — Федеральные законы «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
  • охрану земель (почв) — Федеральные законы «О мелиорации земель», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О государственном земельном кадастре»;

Особое место в системе природоохранного законодательства занимают кодифицированные акты: Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ…, а также, хотя и носящий название закона, но аналогичный Водному или Лесному кодексу РФ по кругу регулируемых вопросов и использованных приемов юридической техники Закон РФ «О недрах» (в ред. от 3 марта 1995 г.).

Рассмотрим государственную политику охраны окружающей среды на примере  её элемента.

 

 

 

Правовая охрана вод

Вода, водные объекты, являются важнейшими компонентами окружающей среды, необходимым условием жизнедеятельности человека. Поэтому российское законодательство уделяет значительное внимание правовому регулированию использования и охраны вод, водных ресурсов (подземных и поверхностных вод, водосборов, источников питьевого водоснабжения). В многочисленных законодательных и подзаконных актах регламентируются вопросы водопользования и охраны вод от загрязнения, истощения, неправомерного использования и т.д. путем создания разрешительной системы (лицензирования), введения ряда ограничений и запретов, мер юридической ответственности, установления платежей и т.д.

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды», N 7-ФЗ от 10.01.2002

http://www.zakonrf.info/zakon-ob-ohrane-okr-sredy/

2. Водный кодекс РФ, N 74-ФЗ от 03.06.2006

http://www.zakonrf.info/vodniy-kodeks/

3. Водоохранная зона

https://ru.wikipedia.org/wiki/Водоохранная_зона

 4. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 10 декабря 2008 г. N 393 г. Москва  «Об утверждении Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна»

http://www.rg.ru/2009/02/27/pravila-dok.html

 5. Правила рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна России

http://www.fishtour.by/articles.php?id=744#a64

6. Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы   Водный кодекс РФ, N 74-ФЗ от 03.06.2006

http://www.zakonrf.info/vodniy-kodeks/65/

 

 

Указ Президента Российской Федерации о проведении Года экологии в 2017 году

Полный текст Указа:

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности постановляю:

  1. Провести в 2017 году в Российской Федерации Год экологии.
  2. Образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года экологии.
    Назначить председателем организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года экологии Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Иванова С.Б.
  3. Председателю организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года экологии утвердить состав организационного комитета.
  4. Правительству Российской Федерации обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года экологии.
  5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года экологии.
  6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.